Искусство, рожденное войной
Программа Большого приза закончена, всадник неподвижно замирает перед судьями. От его действий сейчас зависит оценка судей и место в рейтинге. 300 лет назад от подобных действий зависела бы его жизнь…
Сейчас уже забывается тот факт, что многие элементы выездки, которые всадник грациозно демонстрирует на выездковом поле, а также целый ряд элементов, ныне исключенных из спортивной программы, были созданы и введены в выездку (то есть в подготовку верховой лошади) как элементы конного боевого искусства. Они служили для успешного ведения ближнего боя и сохранения жизни всадника в поединке.
А если бы не мавры?
Во времена мрачного Средневековья европейцы не утруждали себя выездкой лошади. Для военных целей было достаточно мощной, тяжелой лошади, которая способна нести на себе всадника с грудой железа. От лошади требовалось только полное подчинение и уравновешенная психика. Искусство выездки пришло в Европу с Востока. Прозрение у европейцев наступило после того, как мавры из Северной Африки завоевали большую часть Пиренейского полуострова и продемонстрировали на деле превосходство маневренной конницы и блестяще выезженных лошадей над тяжелыми и неповоротливыми, закованными в доспехи конными рыцарями. Первыми искусство верховой езды освоили итальянцы, и в Неаполе была открыта конная школа.
Правила Гризо
Выездка лошади превратилась в отдельный вид боевого искусства, пригодный и для боя, и для рыцарского турнира. В середине XVI века основатель школы в Неаполе Федерико Гризо описал элементы выездки в трактате «Правила верховой езды». В ней, в частности, описаны классические элементы высшей школы, которые широко использовали всадники в бою, так называемые «школьные прыжки»: баллотада, каприоль, крупада, курбет, левада. Эти элементы позволяли уворачиваться от врага, а также разгонять копытами вражескую пехоту. Всадник, способный обучить лошадь каприолю, мог во время боя либо перепрыгнуть через пешего противника и ускакать, либо в буквальном смысле свалиться врагу на голову всей массой своей лошади.
Школьные прыжки
Левада – элемент, при котором лошадь отрывает от земли передние конечности и несколько секунд стоит на сильно согнутых в суставах задних ногах.
Крупада – прыжок на месте из элемента левада.
Курбет – лошадь поднимается в положение левады, совершает прыжок вперед и вверх и приземляется на обе задние ноги (другими словами – прыжок лошади на задних ногах).
Каприоль, или олений прыжок, – встав на дыбы и стремительно оттолкнувшись от земли, лошадь летит вперед, как олень, с вытянутыми назад задними и подогнутыми передними ногами.
От войны к спорту
Вскоре наступил упадок рыцарства, но боевые элементы верховой езды сохранились на очень долгое время. Ведь кавалерия оставалась основной военной силой, и выездка лошади развивалась как военно-прикладное искусство.
Так продолжалось до середины ХХ века, до тех пор, пока конница не потеряла свое значение. Тогда военное искусство выездки превратилось в спортивное. Некоторые элементы, как слишком сложные, противоестественные природе движений лошади (в частности, упомянутые школьные прыжки), ушли из выездки, но многие приемы средневековых рыцарей сохранились и, спустя столетия, успешно повторяются современными спортсменами.
Среди таких элементов – пиаффе и пируэт. Последний был описан еще в трактате Гризо. Пиаффе – известный всем и один из самых красивых элементов выездки – укороченная, собранная, высокая и ритмичная рысь на месте. Название произошло от французского слова «piaffer», что означает «бить копытом, проявлять нетерпение». 300 лет назад с помощью пиаффе всадники приводили лошадь в состояние «взведенной пружины» перед броском в атаку.
Еще один известный элемент – пируэт – когда лошадь при движении описывает круг диаметром, равным длине корпуса лошади. В средневековых сражениях пируэты были необходимы, чтобы в любой момент сражения оказываться лицом к врагу и вовремя увернуться от удара в спину.
Аналогичное назначение имел такой хорошо знакомый даже новичкам, казалось бы простейший элемент манежной езды – вольт. Столетия назад, выполняя вольт, вооруженный воин кружил вокруг противника, стараясь нанести точный удар.
Сейчас уже трудно себе представить лошадь в роли «индивидуальной боевой машины» для всадника. Прошли века, изменились цели и задачи выездки, но современный всадник обучает лошадь тем же движениям, что и его далекие предшественники. Таким образом выездка стала искусством – искусством, рожденным войной...
Автор: Владислава СМИРНОВА
Золотой Мустанг №5(107)2011
|