Главная » Статьи » коневодство |
В виду того, что о коневодстве в ЗКВ не встречается нигде более или менее подробных и удовлетворительных сведений, мы решились поместить настоящую заметку. Все в этой заметке подчерпнуто нами преимущественно из собственных наблюдений, так сказать, снимок с натуры. Из всех трех отделов ЗКВ [1 отдел - Кяхтинский, Бичурский, Чикойский, немного Кыринский районы; 2 отдел - Кыринский, Ононский, Борзинский, Приаргунский, районы, Агинский округ, 3 отдел - Читинский, Карымский, Шилкинский, Нерчинский, Сретенский районы] скотоводство более всего развито во втором отделе: важной в этом отделе отраслью следует считать коневодство. По официальным источникам, к 1-му января 1895 года во 2-м отделе приходилось на 100 душ жителей, в среднем 235 лошадей. Развитию коневодства в этом отделе способствует, главным образом, обилие пастбищ, занимающих огромную площадь в несколько миллионов десятин (1 десятина = 1,0925 га). По количеству удобных и неудобных земель, причитающихся на каждую душу мужского пола 2-й отдел занимает первое место - по 109 десятин на душу, затем следует третий- по 22 десятины и, наконец, самый малоземельный отдел - по 19 десятин на душу; поэтому и коневодство в последних двух отделах ведется в ограниченных размерах. Казалось бы, что при таком изобилии коневых средств, забайкальцы могли бы извлекать из них существенные выгоды, но если мы посмотрим на современное состояние коневодства в ЗКВ, то увидим, что оно находится только в зачаточной форме, ведется совершенно нерационально и без всякой системы. Сбыт лошадей у казачьего населения носит чисто случайный характер. Потребность в улучшении местной породы сознавалась уже лет 35-50 назад, до появления положения 1851 г., когда пограничные казаки управлялись гражданским начальством на основании "Сибирских учреждений 1822 г.", выработанных графом Сперанским, когда пограничная линия была разделена на 2 отделения: Цурухайтуйское - от р. Аргуни до Яблоневого хребта и Харацийское - от Яблоневого хребта, вероятно, до границ нынешней Иркутской губернии, когда пограничные казаки охраняли границы с пищалями, луками и колчанами за спиной - и вот в Цурухайтуевском отделении впервые появилась улучшенная лошадь, сохранившаяся и до наших дней во 2-м отделе, под названием "Разгильдеевской" породы. Был ли пограничный начальник Разгильдеев сам любителем лошадей и выписывал ли он производителей из наших государственных заводов - мы судить не беремся, но только указываем на факт, что к улучшению забайкальской лошади был дан толчок. Затем, с введением в действие положения 1851 г. о Забайкальском казачьем войске, в том же Цурухайтуевском отделении, преобразованном во 2-ю конную бригаду, мы видим попытку к созданию в войске уже частного коннозаводства: виновником этого следует считать полковника Хилковского, бывшего бригадным командиром означенной бригады. В течение немногих десятков лет у него был образован завод из полукровных производителей, орловской породы верхового сорта, выписываемых также из государственных заводов, доходивший с приплодом до 1000 голов. Завод этот существует и теперь на землях казаков Дуроевской станицы, но только почти в половинном размере. К сожалению, почин, сделанный полковником Хилковским, почти не нашел подражателей из местных казаков-коневодов, потому что дело было новое и знаний, подходящих к делу, никто из казаков не имел. Думали, что казака-забайкальца вполне может удовлетворить 13-14-вершковая лошадь (~130-134 см). Но вот с 1880-х годов замечается значительный поворот, взгляд на казака-забайкальца и его боевого коня меняется, требования, предъявляемые к ним становятся гораздо шире и ... изолированности их исчезают. В 1891 году ЗКВ как бы пробуждается, когда на далекую окраину прибыл Цесаревич, где им была заложена частица великого сибирского железнодорожного пути. По ходатайству бывшего Войскового Наказного атамана Приамурских казачьих войск генерал-адъютанта барона А. Корфа, войско удостоилось внимания своего августейшего атамана-ныне царствующего монарха- и получило от государственного коннозаводства 3-х арабских жеребцов. В течение 5 лет ими было покрыто более 100 кобылиц, принадлежавших лицам казачьего сословия. Таким образом, в забайкальскую лошадь была влита кровь очень видных представителей наших государственных жеребцов легких пород: сначала, более чем полстолетия орловской верховой, позднее арабской и еще, кроме того, она смешивалась случайно с русской рабочей лошадью, представителем которой в здешнем крае является томский конь [кузнецкая]. Для установления более или менее правильного взгляда на забайкальскую лошадь, нам следует обратиться к историческим справкам и иметь возможность, на основании их, составить понятие о том, к какой породе можно отнести современную нам забайкалку. При движении на восток нашей русской вольницы в начале XVII столетия в пределы нынешней Забайкальской области, были встречены коренные ее обитатели,буряты, признаваемые за прямых и непосредственных потомков монголов. В восточной части области жили дауры, или тунгусы, ведомства князя Гантимура, прежнего Хан-Тумура. Как известно, буряты в прежние времена занимались скотоводством и ездили преимущественно верхом, на таких же лошадях, как и теперь. Тунгусы, кочевавшие до 1654 года по левую сторону р. Аргуни, имели лошадей несколько меньшего против бурятских роста - от 0,5 до 1 вершка. По мере занятия русскими забайкальских земель, древне-монгольская порода лошади, хотя и не могла резко измениться, но тем не менее, за два с половиной столетия, под влиянием лучшего питания, забот оседлого хозяина и прочих условий, в означенной породе можно заметить некоторые особенности, не всегда, впрочем, уловимые. Особенности эти, однако, дают возможность различить в теперешней забайкалке сорта верховой и упряжной. Так, если сравнивать между собой монгольскую, бурятскую, казачью и крестьянскую лошадь, то опытный глаз может отличить одну от другой. Монгольская лошадь имеет почти всегда небольшую стриженую гриву, вследствие этого кажется несколько мельче и аккуратнее; бурятская кажется "утробистой", нескладной, по большей части мохнатой и косматой; крестьянская лошадь похожа на бурятскую, но только тяжелее и от постоянной работы в упряжи кажется забитой, и, наконец, казачья лошадь, происходящая от одной и той же породы отличается иногда щеголеватостью, подобрана, выдержана и с подстриженными щетками; чаще всего щетки подстригаются у "бегунцов", т.е. скаковых лошадей, у иноходцев и рысаков. Из ежегодных отчетов о скачках на войсковые призы в 1-м и 2-м отделах можно усмотреть, что в 1891 г. забайкальцы удостоились скакать в знаменательный день 18 июня [по старому стилю], в присутствии августейшего Атамана, ныне царствующего Николая II. В 1893 г. на скачках в 1-м военном отделе по кругу на дистанции 8 верст первый приз получила лошадь казака Бурун-Тугульдурова, пришедшая к призовому столбу в 11 мин 38 сек. В 1894 г. в том же отделе 1-й приз был выдан лошади казака Дагбаева, которая пришла к столбу в 11.45. На скачках 9 июля 1895 г., на ипподроме читинского охотничьего общества, при дистанции 6 верст и скорости бега 11 мин., первый приз получила лошадь урядника Власова, пришедшая к финишу в 9 мин 41 сек. и второй приз - лошадь урядника Козлова, пришедшая в 9.58. В общем, настоящая забайкалка, по своему складу и статям, представляет из себя более сорт верховой лошади; смешанная же с томской, дает упряжной сорт, а смешанная с заводской полукровной дает улучшенный верховый тип. Амурское казачье войско, а впоследствии и Уссурийское, получали лошадей из Забайкалья, но теперь амурцы стараются заводить более рослых лошадей. Таким образом, в настоящее время, несмотря на значительное количество в войске коневых средств, войско ничего почти не производит для сбыта, благодаря только тому, что своевременно не было обращено внимание на улучшение забайкалки. А кому же, как не казаку, следует иметь сильного, быстрого, неутомимого строевого коня? Ведь он в военное время должен носить на себе около 7 пудов груза (более 100 кг): вес всадника - 4 п. и вьюк 2 п. 24 ф.; такой груз под силу только кирасирской лошади, а не маломощной 13-14 верш. забайкалке. Переходя затем к определению, к какому типу следует отнести коневодство в Забайкальском КВ мы должны придти к заключению, что коневодство это можно отнести к категории "частных табунов". Мерин из табунов С. М. Шестакова с братьями Лошади табуна Шестакова отличались добрым нравом, хорошим складом, широкой грудью и большим ростом, но за отсутствием правильного ухода, сильно измельчали, т.к. лучшие жеребцы и матки не выделяются, а ходят в общем табуне. Кроме того он имеет около 500 голов несколько улучшенного табуна, преимущественно серой масти, от жеребцов, приобретенных в начале 1880-х годов, но лошади этой породы по качествам ничем не отличаются от обыкновенных, лишь немного превосходя их ростом. По слухам, означенные жеребцы были обыкновенные томские тяжеловозы, а потому от них и нельзя было ожидать чего-нибудь лучшего. Мерин из табунов С. М. Шестакова с братьями Затем следуют табуны братьев Кузнецовых и Пушкаревых в поселке Кулусутаевском, той же станицы, примерно от 1 до 1,5 тыс. и менее голов у каждого. Лошади Кузнецовых отличаются преимущественно рыжей, бурой и чалой мастями и хорошей службой, тогда как лошади из пушкаревских табунов, наоборот, службой не отличаются и считаются "присталями", на которых далеко не уедешь, некрасивы, с большой безобразною головой, тонкой шеей и острокосты. Как в табунах Кузнецовых, так и Пушкаревых были приобретены производители (жеребцы и матки) из табуна Хилковского, но большинство из них от недосмотра и недостаточного питания издыхали и в настоящее время, т.е. почти через 25 лет, с большим трудом можно встретить редкие экземпляры улучшенной породы, не превосходящих, однако, 2 арш. и не особенно статьистых. Причина такого явления кроется в том, что в поселках Кулусутаевском и Чиндантском казаки хлебопашеством не занимаются и своего овса не имеют и кормят коней, и то очень редко, покупным овсом, что, конечно, не каждому под силу. Между тем, как известно, всякая улучшенная порода, даже томские лошади, требуют конюшенного содержания и хорошего питания. Жеребец вороной (3 лет) казака Пенигина После табунов Чиндантской станицы следут табуны Цаган-Олуевской станицы, из которых выделяются, в поселке Кондуевском, лошади Эповых, преимущественно темных мастей, даже более 2 арш. роста, унаследованного также от производителей Хилковского. Табуны эти немногочисленны - от 500 до 800 голов, но зато это лошади по статям, а иногда и качествам, лучше лошадей Чиндантской станицы, благодаря тому, что кондуевцы и цаган-олуйцы занимаются хлебопашеством, сеют овсы, улучшенных же производителей, с приплодом, содержат в зимнее время дома. В Цаган-Олуе, у Эповых, имеется несколько и арабских жеребцов, подаренных войску в 1891 г. Августейшим атаманом. Наконец, далее по р. Аргуни, следует упомянуть о табуне Бакшеева,от 1 до 1,5 тыс. голов, в станице Зоргольской. Лошади отличаются крупным ростом до 2 арш. Из табунов Хилковских, Эповых и Бакшеева ремонтируются Приморские конные сотни и 2-я Забайкальская казачья батарея; лошади Эповских и Бакшеевских табунов улучшены также производителями Хилковского. Кобылица с жеребенком из табунов И. И. Бакшеева В станицах, расположенных по р. Онону, табуны в количественном отношении далеко уступают табунам, пасущимся в степях возле озер Зун и Барун-Торей и по р. Аргуни. Казаков-коннозаводчиков здесь также меньше. В поселке Цасучеевском табуны Токмаковых, в верхних станицах: Дурулгуевской - Лагутиных и Апрелковых, Акшинской станицы, поселка Нарасунского - сотника И.Л. Перфильева, 500-600 голов, в его табунах сохранилась разгильдеевская порода, и около 20 жеребцов томской и заводских полукровных пород им было заведено в начале 1890-х гг. Мангутской станицы, партии Ульхунская, табун в 150-200 гол. казака Шункова, в который будто бы перешла вся разгильдеевская порода. Верхнеульхунская станица, поселок Кыринский, у сотника Куклина, тоже около 200 голов. Мерин серый из табуна казака Васильева В 1-с военном отделе табунов совсем мало, не более как у четырех казаков-коневодов, именно: Босинской станицы казака Илюшина: из его табунов ремонтируется 1-я Забайкальская батарея; казака Доржитарова, у которого лошади замечательны своим сходством с калмыцкими лошадьми, некрасивого склада, с горбоносой головой. В табуне этого казака есть скакуны, как собственные, так и приобретенные от монголов: на скачки в 1-м отделе, на войсковые призы Доржитаров почти ежегодно приводит скакунов. Уже было сказано, что забайкальская лошадь смешивалась с двумя сортами лошадей: заводского полукровного и томского. Улучшенная полукровными заводскими производителями, забайкалка имеет рост от 2 арш. до 2 арш. 2 верш. (142-152 см), при котором, не теряя легкости и выносливости, она вполне пригодна к службе в артиллерии, как артиллерийская строевая и как упряжная, но требует конюшенного содержания, а при несколько меньшем росте, 2 арш.-2 арш. 1 верш. (142-146 см), она является настоящей казачьей верховой лошадью. Жеребец Туман вороной, рысистый (10 лет, рожден в Забайкалье) Л. Ф. Бердникова
"Приаргунские ведомости", № 156, 1896 г. | |
Просмотров: 73 | |
Всего комментариев: 0 | |